|
ИКОНОГРАФИЯ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО.
Бегунов Ю. К.
Герой Невского и Ледового сражений, выдающийся полководец и дипломат Древней Руси, князь Новгородский, Переяславский, великий князь Владимирский, Александр Ярославич, как известно, умер 14 ноября 1263 г. в Городце-на-Волге и был похоронен во Владимире, в Рождественском монастыре, 23 ноября 1263 г. При погребении тела произошло знаменитое чудо с духовной грамотой, после чего князь был признан местным святым. До 1381 г. святому князю Александру не было установлено местного церковного празднования и, стало быть, не было также и его икон.
Согласно легенде, записанной во Владимире от священнослужителей Димитровского храма, первое открытие и освидетельствование мощей святого князя состоялось после Куликовской битвы в 1381 г., при митрополите Киприане, который повелел с тех пор называть Александра Невского "блаженным". Тогда же было учинено ему монастырское церковное празднование, написаны канон и первые иконы.3 Ранний владимирский иконографический тип этой иконы восстанавливается по клеймам № 14-15, 17-31 московской иконы из храма Василия Блаженного "Святой Александр Невский с деянием". Здесь находим повторяющееся изображение надгробной поясной иконы с надписью "Преподобный князь Александр". В литературном источнике этого памятника - редакции Жития Александра Невского Ионы Думина (1591) -ничего о надгробной иконе не говорилось. Очевидно, изограф XVII в. воспроизвел ее такой, какой она и была над гробом Невского героя во Владимире. На московской иконе последняя является как бы частью большого, неподвижного и повторяющегося фона к сценам чудес у гроба святого. Она здесь представлена в разных положениях: размещается то справа, то слева, то посредине от гробницы на фоне белой стены придела Рождественского храма; ей сопутствует изображение подсвечника на высокой ножке с горящей свечой. Само поясное изображение князя Александра дано в манере старого преподобнического художественного решения: из-под монашеской мантии виднеется на груди то большая, то меньшая часть куколя с крестом, а иногда - белый испод; икона приближается то к квадратной форме, то к прямоугольнику, вытянутому в высоту. Очевидно, московский изограф не стремился с точностью скопировать надгробную икону Рождественского храма. Однако она для него была столь же значимым символом, как и белостенный храм Рождества Богородицы и как сама гробница святого князя Александра. Московский изограф здесь, несомненно, следовал раннему византийско-русскому иконографическому трафарету, приписывавшему ему именно так, в условной манере, передавать "небесиподобный" характер преподобнического подвига.
Тот же иконографический тип повторился много раз, например на фреске 1508 г. работы изографа инока Феодосия на северо-западном столпе Благовещенского собора Московского Кремля, где новгородский князь представлен в монашеской одежде схимника Алексия, стоящим рядом со знаменитым "отцом церкви" византийским богословом святым Иоанном Дамаскиным. Тот же иконографический тип мы видим на иконах конца XVI в. из Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника 6 и из Государственного Русского музея, а также на четырех шитых надгробных пеленах начала XVII в. (в музеях Владимира, Троице-Сергиевой лавры и С.-Петербурга); то же самое - на иконе "Святой Александр Невский с деянием" и на многих других. В "Сводном иконописном подлиннике" так описывается иконографический облик героя Невской и Ледовой битв: "...брада аки Козмина, в схиме, кудерцы видеть маленько из-под схимы, риза преподобническая, испод дымчат, в руке свиток сжат, сам телом плечист".11 Последняя черта часто присуща его иконным изображениям допетровского времени: Александр Невский представлен здесь сильным, плечистым мнихом-схимником, как это и подобает бывшему князю-полководцу: "Взор его паче инех человек и глас его акы труба в народе, лице же его акы лице Иосифа... Сила же бе его часть от силы Самсона". По поводу изображения святого князя Александра на пелене, хранящейся в музее Троице-Сергиевой лавры, Н. А. Маясова замечает: "Вся его монументальная фигура, сильные руки, красивое лицо с энергичным рисунком бровей дышат спокойной уверенностью, заснувшей силой".
Исследователи справедливо полагают, что данный иконографический тип не был единственным. Так, в Новгородском иконописном подлиннике XVI в. записано следующее: "Преподобный Александр Невский аки Георгии: риза - киноварь, испод - лазорь".14 А. И. Рогов полагает, что такой новгородской иконы, на которой бы Александр Невский был изображен в княжеской одежде, с червленым княжеским плащом-корзно, не сохранилось.15 Однако в Европе в среде русской эмиграции обращались две подобные иконы. Одна из них находилась в Праге и датировалась XVI в. На ней князь Александр был изображен в полный рост вместе со святыми мучениками Борисом и Глебом. Другую древнюю икону якобы видел в 1930-е годы на одной из выставок иконописец К. А. Павлов (Рижская Гребенщиковская старообрядческая община). Как он сообщил нам в 1966 г., на иконе было поясное изображение Невского героя, в руках его - копье и червленый щит, княжеский плащ тоже червленый; голова - без княжеской шапки, увенчана нимбом, русая борода - лопатой; пальцы сложены, как для крестного знамения; в середине иконы был помещен русский крест, а по краям иконы шел витой тератологический орнамент, который был распространен на Руси в XIV-XV вв.; на иконе имелась надпись: "Святой великий князь Олександръ". По словам К. А. Павлова, эта икона происходила из Псковской губернии, откуда попала в Ригу, а затем протоиерей Рушанов увез ее в Америку.
На московской иконе середины XVI в. "Воинствующая церковь" юный князь Александр изображен среди русских воинов, в броне и голубом шлеме, на вздыбившемся вороном коне. В княжеской одежде и нередко с мечом в руках святой князь Александр изображен на фреске одного из столпов Архангельского собора Московского Кремля, исполненной в 1652-1666 гг. Симоном Ушаковым и его дружиной,18 и на фреске Вологодского Софийского собора работы ярославского мастера Д. Г. Плеханова. Та же светская традиция изображения Александра Невского сохранена во многих миниатюрах Московского Лицевого свода XVI в.: в Лаптевском, Голицынском и Остерманов-ском томах, в Титулярнике 1672 г., а также в клеймах иконы XVII в. "Святой Александр Невский с деяньем".
Петровская эпоха принесла значительные перемены в объеме и характере почитания святого благоверного князя Александра Невского: отныне он стал общенациональным святым, покровителем Санкт-Питербурха и Российской империи. Его святые мощи были перенесены из Владимира в Петербург в 1723-1724 гг. 15 июня 1724 г. Святейший Синод постановил: отныне Александра Невского "в монашеской персоне никому отнюдь не писать", а только "во одеждах великокняжеских". С тех пор в русском иконописании распространился и стал господствующим новый иконографический тип святого Александра Невского: в княжеской одежде или в горностаевой мантии, в броне, с лентой своего ордена через плечо, в царской короне или в шапке из горностаевого меха с крестом, с нимбом над головой, верхом на коне и с мечом в левой руке, нередко на фоне Невы, Петропавловской крепости, палат Петербурга и плана Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря.
21 мая 1725 г. Екатерина I учредила орден Святого Александра Невского; на ленте укреплен крест, а на нем в середине - изображение святого князя в красной мантии и в синем кафтане, на белом коне. Это была дань новой иконографической традиции, соединявшей старую светскую новгородско-московскую традицию с новой, рыцарской и европейской. Известны многие большие иконы XIX-XX вв. этого же типа с клеймами, например в Казанском соборе и в Государственном Русском музее (Б-512/IV, размер 1,57 м х 96 см; 12 клейм). Однако, несмотря ни на что, старая владимирская монашеская традиция продолжала еще существовать и у православных, и у старообрядцев. В Государственном Русском музее, в Государственном Эрмитаже, в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном музее истории религии (Казанский собор) и в других музеях страны сохранилось немало преподобнических икон святого Александра Невского различных видов: коленопреклоненный и стоящий, согнувшийся и молящийся Богородице, вместе с другими избранными святыми или отдельно. Любопытна, например, житийная икона начала XIX в., может быть из села Мстеры, в центре которой помещено поясное изображение князя Александра, с нимбом, в преподобнической одежде, со свитком в руках; вокруг средника 16 клейм, изображающих сцены из его жизни; основные цвета: красный, зеленый, коричневый, фон - золотой, поля - коричневые, опушка -тройная. Другая житийная икона, тоже начала XIX в., размером 31,6 * 26,5 см, сохраняется в Государственном музее истории религии под шифром TT57=N. ЭТО "Образ преподобного Александра Невскаго яко во иноцех Алексия". Икона была найдена К. Ф. Воронцовым в старообрядческом молельном доме в Гатчине. Она Изображает святого князя Александра в монашеской одежде; с левой стороны -четыре сцены. 1) Шведский король во главе своего войска отправляется на Русскую землю. Сбоку на поле надпись: "Собравшиеся жительствующий народи варяги, что ныне свей именуемы. А сам король со многими воины своими умыслы на пределы Росиския, хотя их пленути"; 2) Видение Пелгусием святых князей Бориса и Глеба. Сбоку на поле надпись: "И еже тогда при святом Александре един от воевод, именем Филипп, идуще же ему близ моря по брегу, восходящу солнцу, и видя пловуща корабль, и в нем Седящу два мужа, имена Борис и Глеб, един ко единому рече: „Ускорим, брате, вскоре и поможем сроднику нашему""; 3) Невское сражение, русские воины поражают шведов. Сбоку на поле надпись: "И по сем помощи Бориса и Глеба благоверный князь Александр преславную получи победу, и землю иже свою и великий град свободи от сопро-тивных, и сопротивных прогна"; 4) Князь Александр на коне поражает шведского короля. Сбоку на поле надпись: "Святый Александр, егда сразишася с сопротивными, тогда избиша сопротивных множество велие. И святый Александр сам язви в лице короля их".
Прямым источником надписей было Житие Александра Невского в редакции XVIII в.
На этом мы заканчиваем обзор иконографии святого Александра Невского.
|
|