Моисей Угрин - "Дважды святой"

Филин Н.В.

"Сага об Эймунде сыне Хринга" утверждает, что конунг Эймунд по приказу Ярицлейва конунга (князя Ярослава Мудрого) убил своего брата киевского князя Бурицлава [1]. Специалисты по Скандинавии по традиции отождествляют Бурицлава со Святополком, прозванным за убийство св. Бориса "Окаянным". Эпизоды борьбы Ярицлейва и Бурислава отождествляются с событиями войны Ярослава и Святополка (1015-1019 г.) с поправкой на тенденциозность и неточность сведений саги. Наиболее недостоверной частью саги, полной литературных штампов, считается эпизод с убийством Бурислейва. "В нем не просматривается никаких реалий, которые могли бы восходить к рассказам о действительных событиях" [2] . Не признается адекватной гипотеза Н.И. Ильина [3] и его последователей [4], отождествивших Бурицлава саги с князем Борисом Владимировичем, убитым по летописи Святополком. Между тем сага именно в этой своей "недостоверной части" наиболее тесно связана с традицей древнерусского летописания. И только невнимательное прочтение древнерусских источников могло привести наших "скандинавов" к полному отрицанию реальных оснований этого сюжета. Уже упоминалось ранее о том, что убийство Бурицлава саги и Бориса ПВЛ совпадает в ряде деталей. Одна из них - обезглавленное тело, найденное на месте убийства. По летописи - это тело отрока Бориса Георгия Угрина. В саге - тело князя Бурицлава. И в том и другом случае труп не был опознан. В ПВЛ - так как не нашли голову Угрина. В саге - так как Эймунд с товарищами увезли голову Бурицлава, бросив его тело. Чтобы доказать не случайный характер совпадения этих эпизодов предлагаю рассмотреть путь "головы Георгия Угрина" с места преступления (так как по ПВЛ она не была найдена) до места своего успокоения в Киево-Печерской лавре. Автор ПВЛ сообщает о том, что голову Георгия убийцы отрезали ради золотой гривны. Голову откинули так далеко, что найти ее не удалось. Спустя много лет потерянная голова была якобы обнаружена "братом" Георгия, св. Ефремом Новоторжским [5], легендарным основателем Новоторжского Борисоглебского монастыря. Голова оказалась нетленной. Умирая, Ефрем завещал положить ее в могилу, что и было сделано. Но по открытии мощей святого головы Георгия на месте не оказалось. Вернемся к тексту летописи: "Убили они и многих других отроков Бориса. С Георгия же с этого не могли они быстро снять гривну с шеи, и отсекли голову его, и только тогда сняли гривну, а голову отбросили прочь; поэтому-то впоследствии и не обрели тела его среди трупов".[6] Заметим, что вряд ли голову можно было отбросить так, чтобы ее не нашли после тщательных поисков. Взять голову с собой убийцы не могли - зачем она была им нужна! Более правдоподобна версия саги - взяли голову Бориса как доказательство выполненного заказа. Д.В. Айналов обратил внимание на миниатюры к "Сказанию страсти и похвале святым мученикам Борису и Глебу", сохранившихся в составе Сильвестровского сборника XIV в. [7]. На миниатюре изображены два варяга, убийцы Бориса, подающие заказчику преступления Святополку некий круглый предмет, очевидно голову Бориса. Георгия не было среди убитых. А так как тело его нужно было убийцам не более чем голова, то надо думать, что Георгий не погиб, а просто скрылся с места преступления, бросив тело любимого князя без погребения. Следы этого Георгия "с головой на плечах" нетрудно обнаружить. Второй раз мы встречаем его в 1031 г. в Киево-Печерском монастыре под именем монаха Моисея Угрина [8]. Имя Моисей по обычаю было дано нашему иноку при постриге. О сем Угрине сообщается ни много ни мало, что он был родным братом Георгия Угрина, тоже был любим Борисом, в момент смерти Бориса находился с Георгием и Борисом. Сразу после смерти князя, Моисей, оседлав коня, поспешил к Предславе, сестре Ярослава Мудрого. С его слов Предслава [9], а затем и и Ярослав в Новгороде узнали о том, что Борис убит, а "Святополк избивает братию"[10]. Если верить саге, и убийство Бориса было спланировано Ярославом и осуществлено в Киеве посланными заранее людьми, то как человек Предславы и Ярослава при Борисе, он мог быть участником заговора. Хотя, просидев много времени над решением этой задачи, я, например, так и не смог для себя решить, кто выступал истинным заказчиком преступления Ярослав или Святополк. В сагу мог быть заимствован посторонний сюжет и поэтому данных для предъявления обвинения Георгию-Моисею в предательстве явно недостаточно. Дальнейшая судьба Георгия, я думаю можно так его называть, трагична. Долгое время он вел незаметный образ жизни, находясь при дворе Предславы (очевидно в селе Предславино [11]), скрываясь среди ее слуг. В месте с ней был уведен в польский плен, где понравился гордой полячке и был кастрирован в ответ на нежелание сожительствовать с ней. По возвращении на родину, Георгий становится иноком Киево-Печерского монастыря, в монашестве принимая имя Моисей. Моисей ум. ок 1043 г., прославился чудесами и был канонизирован. Память его отмечается в православном календаре 11 октября (28 сентября), о нем есть особая статья в Киево-Печерском Патерике. Похоронен Моисей в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. По иронии судьбы Моисей стал святым дважды, как Георгия память его празднуется 6 августа (24 июля).

Литература [В начало статьи]

[1] Сага об Эймунде, сыне Хринга. Древняя Русь и Скандинавия в IX-XIV вв. // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования 1978. Москва. 1978. Издана в переводе Е.А. Рыдзевской на http://arc.novgorod.ru/asgard/libri.php3?cont=article/sgeim.txt
[2] Г.В. Глазырина, Т.Н. Джаксон, Е.А.Мельникова. Скандинавские источники //Древняя Русь в Свете зарубежных источников, М., 2000, с.522.
[3]Ильин Н.И. Летописная статья 6523 г. и ее источник. М., 1957
[4] Наиболее последовательно отождествляет Бурицлава саги и Бориса летописи И.Н. Данилевский, подностью отвергающий в этом вопросе хронологию Повести Временных лет. см.: Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) М.,1999.
[5]Житие Ефрема Новоторжского. Опубликовано в Тверских Ведомостях (http://www.tverved.nm.ru) на основе рукописи XVII в. из собрания Тверского государственного объединенного музея - ТГОМ, КОФ, № 1879, лл. 28 - 47 об.
[6] Повесть Временных лет. Летописная статья 6523 (1015) г. Текст летописи опубликован на http://www.chat.ru/~old_russian/.
[7] Сказание о Борисе и Глебе. Факсимильное воспроизведение житийных повестей из Сильвестровского сборника. М, 1985.
[8] Киево-Печерский Патерик.
[9] Киево-Печерский Патерик. Здесь говорится о том, что Моисей, единственный уцелев после убийства Бориса, немедленно направился к Предславе.
[10] Повесть Временных лет. Статья 6523 (1015) г. "В это же время пришла от Предславы весть к Ярославу о смерти отца..."
[11] Село Предславино находилось на р. Лыбеди, было названо в честь дочери Рогнеды Предславы. В Повести Временных оно упоминается в статье 6488 (980) г.: "Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино..."

Hosted by uCoz